Сегодня, 8 июля, вступил в силу указ президента РФ Владимира Путина, временно запрещающий прямое авиасообщение из России на территорию Грузии. Он был подписан 21 июня после массовых акций протеста, прошедших в Тбилиси из-за визита в страну российских депутатов из Межпарламентской ассамблеи православия.
Российским туроператорам и турагентам было рекомендовано воздержаться от продаж туров россиянам в Грузию. А 22 июня Минтранс РФ распространил запрет на полеты и на грузинских авиаперевозчиков. Прямые регулярные рейсы между двумя государствами выполняли грузинские авиакомпании Georgian Airways и MyWay Airlines, а также российские "Аэрофлот", "Победа", "Уральские авиалинии", S7 Airlines, Red Wings и Smartavia.
Таким образом, для российских операторов оказался закрытым один из активных авиационных рынков в самый разгар летнего туристического сезона. По данным онлайн-сервиса бронирования билетов Biletix, в I полугодии 2019 г. Грузия возглавила рейтинг самых популярных заграничных направлений из России.
По предварительной оценке Минтранса РФ, потери российских авиакомпаний от прекращения авиасообщения с Грузией могут составить 3 млрд руб., включая как прямые убытки, так и часть упущенной выгоды. При этом Министерство готово рассмотреть вопрос с компенсаций перевозчикам.
Потеря еще одного рынка коммерческих авиаперевозок происходит на фоне растущего убытка отрасли ГА РФ. Так, по данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), российские авиакомпании по итогам I квартала 2019 г. получили 45,3 млрд руб. общего убытка, что на 33,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Итоги трех месяцев сопоставимы с убытком за весь 2018 г., составившим около 50 млрд руб. (по оценке Минфина РФ).
Еще большие потери от обострения политических отношений с Россией может понести Грузия. Как заявила глава Национальной администрации туризма этой страны Мариам Квривишвили, к концу года в Грузии могут не досчитаться около 1 млн российских туристов и потерять до 2 млрд лари (около 715 млн долл.). Всего в 2019 г. планировалось принять 1,7 млн туристов из РФ и получить 2,5 млрд лари (более 890 млн долл.). В прошлом году Грузию посетило более 1,4 млн россиян — это около 20% от общего числа иностранных посетителей республики.
Зато свою выгоду от сложившейся ситуации получат соседние страны, как это уже происходило при закрытии авиасообщений России с другими государствами, например с Украиной в 2015 г. В частности, увеличение транзитного потока между РФ и Украиной помогло нарастить объемы перевозок для белорусской авиакомпании «Белавиа» и аэропорта Минска.
Тем временем российские авиакомпании, вероятно, сориентируются на другие туристические направления, чтобы компенсировать потери из-за закрытия полетов в Грузию. Например, «Уральские авиалинии», которые летали в страну из семи российских городов, на своем официальном сайте предлагают пассажирам вместо Грузии отправиться в Москву и Санкт-Петербург, на курорты российского Юга, Азербайджана и Калининградской области, на Алтай, в тур по Байкалу или на Кавказ, в Минводы.
Те россияне, которые все же хотят добраться по воздуху в соседнюю страну, могут полететь с пересадками через аэропорты Еревана, Баку и Минска. При этом, согласно данным Biletix, средний чек на перелеты в Грузию с пересадками пока вырос незначительно — на 3,3% — и составил 18,9 тыс. руб. (на рейсах до 8 июля он составлял 18,3 тыс. руб.).
Georgian Airways, в свою очередь, планирует осуществлять полеты в Москву через Ереван с помощью авиакомпании Armenia, созданной менеджментом грузинского оператора. Перевозчик объявил, что в летнем сезоне запускает регулярное авиасообщение с частотой семь раз в неделю в направлении Батуми—Ереван—Батуми и увеличивает частоту полетов из Тбилиси в Ереван до 14 раз в неделю.
Для Georgian Airways важно сохранить поток пассажиров на направлении между Москвой и Тбилиси, который приносил доход для оператора, вынужденного работать в условиях жесткой конкуренции в рамках либерализации воздушного пространства Грузии. В то же время Myway Airlines, которая в апреле этого года начала выполнять рейсы в подмосковный Жуковский, в летнем сезоне переориентируется на полеты в арабском направлении — будет выполнять чартерные рейсы из Тбилиси в Эль-Кувейт (столица Кувейта).
Часть потоков между Россией и Грузией могут также подхватить и другие авиаперевозчики. Сервисы онлайн-бронирования авиабилетов уже предлагают рейсы между Москвой и Тбилиси компании Turkish Airways с пересадкой в Стамбуле и AZAL (включая Buta Airways) с пересадкой в бакинском аэропорту им. Гейдара Алиева, а также рейсы «Белавиа» с пересадкой в Минске.